Уважаемые заказчики и все, кто интересуется высокопрочными тросами и тем, что вокруг них. В этом разделе вы можете задать любые вопросы по материалам сайта, нашим тросам, высказать свои сомнения, замечания и пожелания. Надеемся, что сможем ответить на все вопросы!
Итак. На сайте изменился раздел «Каталог – Энергетика – Трос-лидер», мы поделили его на две части «Трос-лидер» и «Трос-лидер бюджетный». Предпосылок к этому было две.
Первая. Мой личный опыт использования реально «дешёвого» троса лидера на предыдущем месте работы. Где покупал, писать не буду, эта компания и сейчас в первой пятерке-десятке поисковика вываливается.
2007 год. Берём на субподряде объект одной из «дочек» Крупнейшей Добывающей Компании. Московская область, район Мансурово. Технология – подвес самонесущего кабеля (ОКСН) на существующих опорах ЛЭП, под нижней траверсой. Расстояние смешное – чуть больше 4 км, одна строительная длина кабеля. Есть свободная бригада и новое оборудование. Есть все разрешения на проведение работ. ВЛ будет отключена через три дня. Мы готовы! И…. Выясняется, что у нас нет троса лидера на складе, чтобы тянуть кабель. А надо сказать, что в своей работе мы использовали синтетический 10 мм трос из СВМПЭ Dyneema, производства компании MarlowRopes, Великобритания (через пять лет, в 2012-м, характеристики тросов/канатов и шнуров Marlow стали для меня эталоном, к которому мы стремились, когда запускали производство тросов в России). Стоил он просто чумовых денег, но мы ни разу за 3500 км стройки не пожалели, что использовали его. И у нас нет лидер-троса, весь на объектах, весь в работе! Что делать? Привезти – нереально, взять в РФ – просто негде. Объектов море, всё нарасхват, всё под заказ. Ищем что есть. Находим что-то. Не очень дорого. Есть сильные сомнения, но покупаем – объект горит. Летим, забираем и сразу в бригаду, потому что отключить магистральную ЛЭП – это не дачный поселок без света на день через день оставить – это процесс серьёзный и не быстрый.
За сколько мы планировали выполнить работу? – за 5 дней «от и до» (4 подготовка-работы + 1 запаса).
Сколько мы провозились? Почти ТРИ (!!!) недели.
Почему? Из-за троса-лидера. Из-за паршивого капронового лидер троса. А что получилось?
Сложная трасса, повороты, углы под 90 градусов, развесили ролики, растянули лидер, включаем натяжную машину, начинаем тянуть и капрон начинает вытягиваться, он тянется не просто хорошо, а очень хорошо - из 10 мм троса превращаясь в 6 мм (!), и страдая такой анорексией он западает между щекой раскаточного ролика и его креплением. На отдающем конце, где барабан с кабелем, радируют «Движения нет», а натяжная крутит и тянет. И у неё не срабатывает ограничитель усилия тяжения, потому что нагрузка не растёт – капрон просто тянется. Понимаем – что-то пошло не так, снимаем нагрузку и капрон возвращается в свой первоначальный размер намертво «залипая» в ролике. И это было постоянно, на каждом повороте ВЛ! Приходилось посылать человека, искать проблему и вручную или ручной талью вытягивать запавший лидер. Потом делали оттяжки на роликах, вешали по два-три на опору, короче – достроили. Влетели в убытки, но это был отличный урок, который я усвоил, а именно:
- трос лидер это важнейший элемент успешной работы,
- паршивый лидер, сколько бы он ни стоил – это нервы, срыв сроков, простой высокооплачиваемой бригады и дорого оборудования, т.е. потеря денег,
- трос-лидер НЕ ДОЛЖЕН тянуться больше чем на единицы процентов при рабочих нагрузках,
- если вы покупаете полиамидный лидер-трос, то должны очень хорошо представлять себе его свойства и поведение и понимать, для чего и как вы его будете использовать, иначе – см.выше.
- запас карман не тянет; после этого случая мы всегда держали на складе запас хорошего синтетического троса-лидера в количестве не меньше 4000 метров.
Вторая предпосылка. Недавняя встреча в одной крупной производственно-строительной компании, давно и успешно работающей в энергетике. Технический руководитель сказал: «Нужен качественный трос, но с «облегченными» характеристиками по разрыву при том же диаметре». Разговор шёл о 12мм лидер-тросе.
Поэтому мы предоставляем нашим заказчикам возможность выбрать между бюджетным лидер-тросом, с «облегченными» разрывными характеристиками, который мы делаем из сверхвысокомолекулярного полиэтилена и полиэфира (полиэстера) Трос-лидер бюджетный, в котором СВМПЭ держит нагрузку и практически не тянется, а полиэфир защищает полиэтилен от истирания и добавляет тросу диаметр, и классическим синтетическим тросом лидером Трос-лидер из нашего строительного прошлого – изготовленного из СВМПЭ.
Спасибо, что дочитали до конца!
С уважением, Андрей Киушов
Побудительным мотивом к написанию статьи стала не претензия, нет, скорее, видеовопрос, присланный нашим заказчиком из Екатеринбурга, в котором он продемонстрировал возможности своей машины, оснащенной нашим работающим тросом, и последствия его использования. Трос выглядел вот так:
Вопрос же звучал: «Это нормально? Он будет дальше работать, можно его использовать?»
Поскольку это был уже второй такой запрос (один раз – случайность, два раза может быть вектором закономерности), было решено провести очень простые наглядные эксперименты, которые объяснили бы поведение троса из СВМПЭ (сверхвысокомолекулянрного полиэтилена), а именно – полиэтиленовый трос великолепно держит продольные нагрузки, но при воздействии абразива теряет существенную часть своих свойств.
Вводные вопросы:
- Трос пушится из-за неверно выбранного температурного режима сушки?
- Трос пушится из-за компромиссного варианта внешнего покрытия (пропитки)?
- Трос пушится из-за внешнего воздействия?
-
Трос APERVID105-STANDARD 5 мм, без покрытия, 1 образец
- Трос APERVID105PU-STANDARD 5 мм, полиуретановое покрытие, естественная сушка, 2 образца
- Трос APERVID105PU-STANDARD 5 мм, полиуретановое покрытие, сушка в камере при температуре более 100°С, 2 образца
- Шкурка на тканевой основе 32Н, для грубых работ (фото)
5. Динамометр с цифровым индикатором PetVes wi19s
Цель эксперимента
- Визуально оценить, не разрушается ли поверхностный слой троса при нагрузках (без внешнего воздействия)
- Порвать трос
- При нагруженном тросе (примерно 40-60% от разрывного усилия) воздействовать на трос грубым абразивным материалом с последующей визуальной оценкой и измерением разрывной нагрузки.
Выводы по результатам экспериментов:
4. Термостабилизация улучшает характеристики стойкости троса к разрушающему механическому воздействию на 26%.
Резюме
Синтетический трос из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ или UHMWPE) является высокотехнологичным продуктом и имеет отличные эксплуатационные характеристики. Однако, при его использовании ВСЕГДА будут возникать воздействия и нагрузки, которые приведут в том или ином виде к пушению поверхностных слоёв нитей. Кроме того, он очень плохо переносит динамические абразивные нагрузки. Поясню на примере. Допустим, у вас подготовленный джип с лебедкой, установленной спереди. Вы разматываете трос, цепляетесь за дерево и включаете лебедку. В этом случае, даже если трос имеет перегиб на грунте (от дерева к машине), абразивное воздействие на него минимально (но оно всё равно есть!), т.к. он, по большей части, статичен по отношению к поверхности трения. Динамическая же нагрузка трения имеет место быть в клюзе, который имеет практически зеркальную поверхность.
Если же лебедка на джипе установлена сзади, а лебежение вам нужно выполнять по ходу движения, трос проходит под днищем машины, т.е. балкам, мостам, выхлопной системе, коробке и пр. со всем вытекающим воздействием на него.
А дальше непосредственно цифры экспериментов.
Цифры
1. Преднатяг Троса без покрытия; 9 кН, визуальная оценка
2. Обрыв Троса без покрытия; 25 кН, визуальная оценка
3. Преднатяг Троса с покрытием, естественная сушка; 15 кН, визуальная оценка
4. Обрыв Троса с покрытием, естественная сушка; 25 кН, визуальная оценка
5. Преднатяг Троса с покрытием, сушка в камере при температуре более 100°С; 15 кН, визуальная оценка
6. Обрыв Троса с покрытием, сушка в камере при температуре более 100°С; 26 кН, визуальная оценка
7. Преднатяг Троса с покрытием, естественная сушка; 10 кН, зачистка троса под нагрузкой шкуркой, 10 движений вдоль троса
8. Обрыв Троса с покрытием, естественная сушка, после абразива; 14 кН (минус 46% изначальной стойкости)
9. Преднатяг Троса с покрытием, сушка в камере при температуре более 100°С; 12 кН, зачистка троса под нагрузкой шкуркой, 10 движений вдоль троса
10. Обрыв Троса с покрытием, сушка в камере при температуре более 100°С; 17 кН (минус 34% изначальной стойкости)
Если у вас есть вопросы по проведенным тестам, замечания, пожелания и дополнения, исходя из вашего опыта использования синтетических тросов – пишите.
Фотографии сделаны скриншотом с видео, поэтому качество не очень. Тут прошу прощения – оператор из меня так себе.
С уважением,
Андрей Киушов