Уважаемые заказчики и все, кто интересуется высокопрочными тросами и тем, что вокруг них. В этом разделе вы можете задать любые вопросы по материалам сайта, нашим тросам, высказать свои сомнения, замечания и пожелания. Надеемся, что сможем ответить на все вопросы!


24.10.2019 ТРОС-ЛИДЕР. ДОРОГОЙ ИЛИ БЮДЖЕТНЫЙ?
(Опыт собственный и коллег)
 
Сначала преамбула. Хочу сразу оговориться, что в понятие «Бюджетный» или «Дешевый» мы вкладываем совсем иной смысл, нежели принято считать. НИЧЕГО ОБЩЕГО с «no-name» материалами или упрощенным производством ради экономии это не имеет. И в этой короткой зарисовке я постараюсь донести до наших потенциальных клиентов видение «бюджетности» лидера и почему мы никогда не используем капрон (нейлон/полиамид) в производстве троса-лидера для работ на ЛЭП от слова совсем, а полиэфир (полиэстер) в чистом виде только по прямому запросу заказчика.

Итак. На сайте изменился раздел «Каталог – Энергетика – Трос-лидер», мы поделили его на две части «Трос-лидер» и «Трос-лидер бюджетный». Предпосылок к этому было две.

Первая. Мой личный опыт использования реально «дешёвого» троса лидера на предыдущем месте работы. Где покупал, писать не буду, эта компания и сейчас в первой пятерке-десятке поисковика вываливается.

2007 год. Берём на субподряде объект одной из «дочек» Крупнейшей Добывающей Компании. Московская область, район Мансурово. Технология – подвес самонесущего кабеля (ОКСН) на существующих опорах ЛЭП, под нижней траверсой. Расстояние смешное – чуть больше 4  км, одна строительная длина кабеля. Есть свободная бригада и новое оборудование. Есть все разрешения на проведение работ. ВЛ будет отключена через три дня. Мы готовы! И…. Выясняется, что у нас нет троса лидера на складе, чтобы тянуть кабель. А надо сказать, что в своей работе мы использовали синтетический 10 мм трос из СВМПЭ Dyneema, производства компании MarlowRopes, Великобритания (через пять лет, в 2012-м, характеристики тросов/канатов и шнуров Marlow стали для меня эталоном, к которому мы стремились, когда запускали производство тросов в России). Стоил он просто чумовых денег, но мы ни разу за 3500 км стройки не пожалели, что использовали его. И у нас нет лидер-троса, весь на объектах, весь в работе! Что делать? Привезти – нереально, взять в РФ – просто негде. Объектов море, всё нарасхват, всё под заказ. Ищем что есть. Находим что-то. Не очень дорого. Есть сильные сомнения, но покупаем – объект горит. Летим, забираем и сразу в бригаду, потому что отключить магистральную ЛЭП – это не дачный поселок без света на день через день оставить – это процесс серьёзный и не быстрый.

За сколько мы планировали выполнить работу?  – за 5 дней «от и до» (4 подготовка-работы + 1 запаса).

Сколько мы провозились? Почти ТРИ (!!!) недели.

Почему? Из-за троса-лидера. Из-за паршивого капронового лидер троса. А что получилось?

Сложная трасса, повороты, углы под 90 градусов, развесили ролики, растянули лидер, включаем натяжную машину, начинаем тянуть и капрон начинает вытягиваться, он тянется не просто хорошо, а очень хорошо - из 10 мм троса превращаясь в 6 мм (!), и страдая такой анорексией он западает между щекой раскаточного ролика и его креплением. На отдающем конце, где барабан с кабелем, радируют «Движения нет», а натяжная крутит и тянет. И у неё не срабатывает ограничитель усилия тяжения, потому что нагрузка не растёт – капрон просто тянется. Понимаем – что-то пошло не так, снимаем нагрузку и капрон возвращается в свой первоначальный размер намертво «залипая» в ролике. И это было постоянно, на каждом повороте ВЛ! Приходилось посылать человека, искать проблему и вручную или ручной талью вытягивать запавший лидер. Потом делали оттяжки на роликах, вешали по два-три на опору, короче – достроили. Влетели в убытки, но это был отличный урок, который я усвоил, а именно:

  • трос лидер это важнейший элемент успешной работы,
  • паршивый лидер, сколько бы он ни стоил – это нервы, срыв сроков, простой высокооплачиваемой бригады и дорого оборудования, т.е. потеря денег,
  • трос-лидер НЕ ДОЛЖЕН тянуться больше чем на единицы процентов при рабочих нагрузках,
  • если вы покупаете полиамидный лидер-трос, то должны очень хорошо представлять себе его свойства и поведение и понимать, для чего и как вы его будете использовать, иначе – см.выше.
  • запас карман не тянет; после этого случая мы всегда держали на складе запас хорошего синтетического троса-лидера в количестве не меньше 4000 метров.

 

Вторая предпосылка. Недавняя встреча в одной крупной производственно-строительной компании, давно и успешно работающей в энергетике. Технический руководитель сказал: «Нужен качественный трос, но с «облегченными» характеристиками по разрыву при том же диаметре». Разговор шёл о 12мм лидер-тросе.

Поэтому мы предоставляем нашим заказчикам возможность выбрать между бюджетным лидер-тросом, с «облегченными» разрывными характеристиками, который мы делаем из сверхвысокомолекулярного полиэтилена и полиэфира (полиэстера) Трос-лидер бюджетный, в котором СВМПЭ держит нагрузку и практически не тянется, а полиэфир защищает полиэтилен от истирания и добавляет тросу диаметр, и классическим синтетическим тросом лидером Трос-лидер из нашего строительного прошлого – изготовленного из СВМПЭ.

21  20  10

Спасибо, что дочитали до конца!

С уважением, Андрей Киушов

 
 
27.05.2019 ПОЧЕМУ ПУШИТСЯ ТРОС И НАСКОЛЬКО ЭТО ВЛИЯЕТ НА ЕГО ПРОЧНОСТЬ
(Испытания по вашим письмам)

Побудительным мотивом к написанию статьи стала не претензия, нет, скорее, видеовопрос, присланный нашим заказчиком из Екатеринбурга, в котором он продемонстрировал возможности своей машины, оснащенной нашим работающим тросом, и последствия его использования. Трос выглядел вот так:

1              2

Вопрос же звучал: «Это нормально? Он будет дальше работать, можно его использовать?»

Поскольку это был уже второй такой запрос (один раз – случайность, два раза может быть вектором закономерности), было решено провести очень простые наглядные эксперименты, которые объяснили бы поведение троса из СВМПЭ (сверхвысокомолекулянрного полиэтилена), а именно – полиэтиленовый трос великолепно держит продольные нагрузки, но при воздействии абразива теряет существенную часть своих свойств.

Вводные вопросы:

  1. Трос пушится из-за неверно выбранного температурного режима сушки?
  2. Трос пушится из-за компромиссного варианта внешнего покрытия (пропитки)?
  3. Трос пушится из-за внешнего воздействия?
Материалы эксперимента:
  1. Трос APERVID105-STANDARD 5 мм, без покрытия, 1 образец
  2. Трос APERVID105PU-STANDARD 5 мм, полиуретановое покрытие, естественная сушка, 2 образца
  3. Трос APERVID105PU-STANDARD 5 мм, полиуретановое покрытие, сушка в камере при температуре более 100°С, 2 образца
  4. Шкурка на тканевой основе 32Н, для грубых работ (фото)

3          4

5. Динамометр с цифровым индикатором PetVes wi19s

Цель эксперимента

  1. Визуально оценить, не разрушается ли поверхностный слой троса при нагрузках (без внешнего воздействия)
  2. Порвать трос
  3. При нагруженном тросе (примерно 40-60% от разрывного усилия) воздействовать на трос грубым абразивным материалом с последующей визуальной оценкой и измерением разрывной нагрузки.

Выводы по результатам экспериментов:

  1. При продольных нагрузках (40-60% от разрывной) на трос, разрушения филаментов нитей не происходит.5 6
2. После обрыва Трос рвется, но не пушится.7
8
9
 
3. Стойкость троса, находящегося под нагрузкой (40-60% от разрывной), к динамическому (!) воздействию абразива посредственная – трос «пушится».
10
11
12

4. Термостабилизация улучшает характеристики стойкости троса к разрушающему механическому воздействию на 26%.

Резюме

Синтетический трос из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ или UHMWPE) является высокотехнологичным продуктом и имеет отличные эксплуатационные характеристики. Однако, при его использовании ВСЕГДА будут возникать воздействия и нагрузки, которые приведут в том или ином виде к пушению поверхностных слоёв нитей. Кроме того, он очень плохо переносит динамические абразивные нагрузки. Поясню на примере. Допустим, у вас подготовленный джип с лебедкой, установленной спереди. Вы разматываете трос, цепляетесь за дерево и включаете лебедку. В этом случае, даже если трос имеет перегиб на грунте (от дерева к машине), абразивное воздействие на него минимально (но оно всё равно есть!), т.к. он, по большей части, статичен по отношению к поверхности трения. Динамическая же нагрузка трения имеет место быть в клюзе, который имеет практически зеркальную поверхность.

Если же лебедка на джипе установлена сзади, а лебежение вам нужно выполнять по ходу движения, трос проходит под днищем машины, т.е. балкам, мостам, выхлопной системе, коробке и пр. со всем вытекающим воздействием на него.

А дальше непосредственно цифры экспериментов.

Цифры

1. Преднатяг Троса без покрытия; 9 кН, визуальная оценка

13

2. Обрыв Троса без покрытия; 25 кН, визуальная оценка

14

3. Преднатяг Троса с покрытием, естественная сушка; 15 кН, визуальная оценка

15

4. Обрыв Троса с покрытием, естественная сушка; 25 кН, визуальная оценка

16

5. Преднатяг Троса с покрытием, сушка в камере при температуре более 100°С; 15 кН, визуальная оценка

17

6. Обрыв Троса с покрытием, сушка в камере при температуре более 100°С; 26 кН, визуальная оценка

18

7. Преднатяг Троса с покрытием, естественная сушка; 10 кН, зачистка троса под нагрузкой шкуркой, 10 движений вдоль троса

19

8. Обрыв Троса с покрытием, естественная сушка, после абразива; 14 кН (минус 46% изначальной стойкости)

20

9. Преднатяг Троса с покрытием, сушка в камере при температуре более 100°С; 12 кН, зачистка троса под нагрузкой шкуркой, 10 движений вдоль троса 

21

10. Обрыв Троса с покрытием, сушка в камере при температуре более 100°С; 17 кН (минус 34% изначальной стойкости)

22

 

Если у вас есть вопросы по проведенным тестам, замечания, пожелания и дополнения, исходя из вашего опыта использования синтетических тросов – пишите.

Фотографии сделаны скриншотом с видео, поэтому качество не очень. Тут прошу прощения – оператор из меня так себе.

 

С уважением,

Андрей Киушов

Задайте Ваш вопрос:
Внимание! Отправленное сообщение появится только после проверки администратором сайта!